Все земли, которые находиться на территории Украины, отнесены к определенной категории. Правовой режим земель, которые являются собственностью Украины, но расположены на территории других государств, определяются законодательством тех государств.
Основным критерием отнесения земельного участка к определенной категории является его целевое назначение.
Земельный кодекс Украины (в дальнейшем Кодекс) определяет 9 категорий земель в зависимости от их целевого назначения.
Перечень категорий содержаться в ст. 19 Кодекса
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилищной и общественной застройки;
в) земли заповедного естественно и другого природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения;
ґ) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
е) земли лесохозяйственного назначения;
є) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Как видно из вышеуказанного определение целевого назначения земель в большей части зависит от видов экономической деятельности, которые могут производиться на этих землях, а также в зависимости от объектов которые на них находятся и состава грунтов. Но, состав грунтов, наверное, в меньшей степени влияет на фактор определения целевого назначения земли. Ведь если возникла необходимость строительства промышленного предприятия в определенной местности, то вряд ли для этого не будет выведена земля из сельхозоборота. Кроме этого в дальнейшем Кодекс дает определение - для чего используются каждая из категорий земель.
Все вышеуказанное касается целевого назначения земли. Если же рассматривать землю как объект права собственности, то речь пойдет о земельном участке, т. е. о той части земли, которая выделена в натуре, на местности, имеет установленные границы, закреплена за конкретным лицом и также имеет свое назначение. И тут возникает вопрос, целевое назначение или функциональное. В форме государственного акта на право собственности на земельный участок указано целевое назначение (использование). Так все же назначение или использование ? Ведь два этих понятия не тождественны. Если участок выделяется кому – то для чего – то, то логично, что в государственных актах указывается целевое использование земельного участка, т. е то для какого конкретного вида экономической деятельности участок будет использоваться. Но, почему в форме решили все – таки оставить и термин назначение ? Неоднозначное указание в форме государственного акта «целевое назначение (использование) приводит к тому, что на практике государственные органы принимают решения об изменении целевого назначения и указывают новое целевое назначение «земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения». На самом деле в акте должно быть указано не целевое назначение земельного участка, а его функциональное использование и вот почему.
Кодекс определяет для чего и кому выделяется земельный участок из каждой категории. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться для ведения личного крестьянского хозяйства или для товарного сельскохозяйственного производства. При этом, в зависимости от того какое именно товарное производство будет осуществляться выделяется либо пашня либо несельхозугодия. Выделение земли означает передачу юридическому или физическому лицу конкретного земельного участка с установленными границами и оформлением соответствующего документа – государственного акта или договора аренды. Приняв решение о выделении участка для конкретных целей в акте указывается для чего именно этот участок выделяется, т. е его функциональное назначение. Это, прежде всего, способствует контролю со стороны государства за целевым использованием земли.
Но, вернемся к вопросу изменения целевого назначения земли. Этот вопрос сейчас наиболее актуален для тех земель, которые представляют интерес для инвесторов – строителей.
Согласно ст. 20 Кодекса изменение целевого назначения земли осуществляется по инициативе собственника согласно решения местного органа самоуправления или государственной власти в зависимости от их компетенции. Порядок изменения целевого назначения земли утвержден Кабинетом Министров Украины. Этот Порядок регулирует изменение именно целевого назначения земли, т. е перевод земельного участка из одной категории в другую. О категориях смотри выше.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда участок из земель сельхозназначения выделен для ведения личного крестьянского хозяйства, передается другому лицу для личного подсобного хозяйства. Как утверждают некоторые специалисты передача участка в рамках одной категории, но для других целей не требует прохождения процедуры по изменению целевого назначения. Всегда ли ?
Рассмотрим некую ситуацию, когда собственник отчуждает земельный участок. В государственном акте указано, что целевое назначение (использование) участка «для ведения личного крестьянского хозяйства». Новый собственник – юридическое лицо имеет намерение использовать этот участок для «подсобного хозяйства». Заключая договор на отчуждение земельного участка, стороны не имеет права в договоре определить другое назначение земли отличное от того, которое указано в государственном акте. При этом новый собственник получит государственный акт с той же формулировкой, что и была в старом государственном акте в отношении целевого использования земли. Имея необузданное желание использовать земельный участок для подсобного хозяйства, новый собственник должен будет пройти процедуру изменения целевого использования земли. И связано это с тем, что:
1. Для личного крестьянского хозяйства земельные участки выделяются гражданам, но не юрлицам ( п. а) п. 3 ст. 22 Кодекса).
2. Оснований для выдачи государственного акта «для подсобного хозяйства» не будет, даже если стороны предусмотрят это договором.
Наведенный пример, к стати из практики, говорит о том. что не всегда перевод земельного участка в рамках одной категории не требует прохождения процедуры изменения его целевого назначения.
1. К землям Украины относятся все земли в границах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории.
2. Категории земель Украины имеют особый правовой режим.
3. Украина вне границ ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.
Статья 19. Категории земель.
1. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли жилой и общественной застройки;
в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
г) земли оздоровительного назначения; г1) земли рекреационного назначения;
д) земли историко-культурного назначения;
е) земли лесохозяйственного назначения;
е) земли водного фонда;
ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
2. Земельные участки каждой категории земель, которые не предоставлены в собственность или пользование граждан либо юридических лиц, могут находиться в запасе.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404IV)
Статья 20. Установление и изменение целевого назначения земель.
1. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
2. Изменение целевого назначения земель производится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающими решение о передаче этих земель в собственность или предоставлении в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждающими проекты землеустройства либо принимающими решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
3. Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
4. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля. 2006 г. № 3404-1У)
Статья 21. Последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель.
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:
а) признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;
б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков;
в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
г) привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.